Участниками семинара стали более 60 человек из Приморского, Выборгского, Московского, Петродворцового районов Санкт-Петербурга, педагоги СПб ГБПОУ «Колледж водных ресурсов», магистранты РГПУ им. А.И. Герцена, методисты Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, педагоги ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс», учителя различных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга.
Мы находимся на этапе перехода к новой образовательной парадигме, основанной на экосистемной логике, на этапе внедрения новых Федеральных образовательных программ. Тренды образования, такие как цифровизация, технологизация, индивидуализация, требуют от учителя освоения новых ролей: наставник, коуч, тьютор, ментор и т. д. Требуют применения новых образовательных технологий и методик. Меняется компетентностная модель педагога. Учитель должен быть постоянно в поиске новых подходов, методов и технологий, чтобы соответствовать требованиям времени. Это проблемное поле легло в основу общей концепции семинара.
Основу программы семинара составило посещение интегрированных открытых учебных занятий и мастер-классов с применением интерактивных технологий и активных методов обучения, направленных на формирование инженерных компетенций школьников и компетенций 21 века.
Занятие в рамках интеграции программ дополнительного образования «Технологии для космоса: спутникостроение» и «Технический английский» в 9 классе провели Тишина Мария Михайловна, учитель английского языка ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, и Унгаров Роман Евгеньевич, учитель физики ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга. Участники семинара погрузились в атмосферу международной научной конференции, где три группы обучающихся защищали свои научные проекты по физике на английском языке. Технология деловой игры позволила юным инженерам, конструкторам, программистам, схемотехникам провести научный эксперимент с микросхемой универсального спутника кубсата.
Глинская Светлана Вячеславовна, учитель информатики, руководитель методического синдиката точных наук ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, и Пироженко Александр Юрьевич, учитель химии ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, представили открытый интегрированный урок по биологии и информатике «Информационно-коммуникационные технологии в формировании инженерного мышления и 4К-компетенций обучающихся». На лабораторной работе обучающиеся продемонстрировали овладение элементами человеко-машинного механизма и нейротехнологий. С помощью набора «Юный нейромоделист» ребята изучали процесс кодирования информации с помощью биосигналов электромиограммы. На занятии обучающиеся научились расшифровывать слова и предложения, которые были зашифрованы с помощью когнитивных систем. В процессе лабораторной работы у школьников формировались компетенции 21 века: критическое мышление, коммуникативность, кооперирование, креативность.
Открытый интегрированный урок «Программирование промышленных и мобильных роботов с применением методов математического расчета их движения» показала Горбачева Анна Иванова, учитель математики ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга. Задачи на данный урок по видеосвязи из кабинета промышленной робототехники поставил педагог дополнительного образования ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга Усов Андрей Олегович. Задача: изучить функциональные зависимости, которые применяются в работе с роботами. Обучающиеся вывели формулы, произвели расчеты и запустили в движение мобильные роботы. Учащиеся увидели, как влияет точный расчет на траекторию движения роботов. Педагогами на высоком уровне продемонстрирована метапредметность и интеграция предметных областей: математика, физика, робототехника. Урок ориентировал на получение профессиональных инженерных навыков.
О проектировании учебного занятия на основе технологии «Педагогический дизайн» шел разговор на мастер-классе, который провели Фёдорова Лилия Александровна, заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Педагог-наставник», и Полыгалова Анна Николаевна, учитель информатики ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга. В атласе новых профессий есть профессия педагогический дизайнер. Вы скажете: это профессия будущего. Нет, это уже настоящее. Процесс проектирования учебного занятия, урока по этой технологии схож с такими дисциплинами, как программирование, логистика, дизайн и прикладная психология. Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Участники семинара с Анной Николаевной на платформе СТЕПИК начали разрабатывать собственные курсы. А с Лилией Александровной через прием геймификации решали проблемные кейсы, проектируя урок, и даже дописали игру, предложив свои проблемные ситуации, с которыми сталкивались на занятиях.
Голик Ольга Алексеевна, заместитель директора по УВР ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Педагог-наставник», и Кононенко Алла Юрьевна, учитель ИЗО ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса на получение премии «Лучшие учителя России», провели мастер-класс «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению». Цель мастер-класса: совершенствование представлений педагогов о межпредметных связях, формах работы с межпредметным материалом на учебном занятии. Педагоги, работая в малых группах, наполняли межпредметным содержанием уроки, выделяли межпредметные связи из содержания. Выполняя задания, учились различать межпредметный и метапредметный материал. В ходе проведения мастер-класса представлены приемы работы, реализуемые в условиях системно-деятельностного подхода. Мастер-класс прошел живо, активно, все участники вовлечены в деятельность. Были продемонстрированы такие приемы, как «Съесть слона по частям», «Гора идей», «5 почему», методика «Очистить фрукт» и другие техники.
В творческую атмосферу погрузили участников мастер-класса «Макетирование малой архитектурной формы и дизайн-панно с использованием технологии «Мир цветного стекла»» педагоги дополнительного образования Золотарева Валерия Валерьевна и Зудилина Галина Руфовна. Были продемонстрированы приемы и техники изготовления панно на основе сочетания различных техник и материалов. Представлены особенности технологии художественной обработки стекла и изготовления витража в технике Тиффани. В основу интегрированного мастер-класса легла технология «STEAM» – самый современный и перспективный тренд в образовании. Целью «STEAM-образования» является создание смешанной среды для развития у обучающихся высокоорганизованного мышления и обучение эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусство, посредством проектного обучения.
Завершило семинар выступление Шумковой Анастасии Владимировны, методиста по инновационной деятельности ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга, «Информационно-образовательный сервис «ОРИОН-ЛАЙН» как эффективный методический ресурс диссеминации педагогического опыта педагогов». Был обобщен опыт деятельности инженерно-технологической школы по обеспечению профессионального роста педагогов в условиях цифровой образовательной среды.
Вера Владимировна Князева, директор ГБОУ «ИТШ № 777», Почетный работник общего образования РФ, отметила большой труд педагогов при подготовке к региональным семинарам.
Участниками семинара выражены мнения о высоком методическом и профессиональном уровне педагогов ИТШ № 777 и грамотном управлении инновационной школой во главе с Верой Владимировной Князевой. Был отмечен интересный опыт интеграции внеурочной и урочной деятельности, методологическая составляющая образовательного семинара. Коллегам было интересно познакомиться с новой, отлично оснащённой школой и с её возможностями.
Иванова Марина Викторовна, методист, учитель математики ГБОУ СОШ № 235: «ИТШ № 777 – это образец организации и качества образовательного процесса. Мы равняемся на вас, готовы у вас постоянно учиться. Удивляемся, как на всё хватает сил, имея большую нагрузку. Будем использовать опыт, полученный у вас, в своем ОУ. Желаем быть всегда впереди и открывать площадки в разных районах города».
#семинар #педагоги #ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023