Региональный этап Всероссийских (с международным участием) междисциплинарных технологических соревнований «Техно-вызов: инженеры будущего»

19.01.2024

Региональный этап Всероссийских (с международным участием) междисциплинарных технологических соревнований «Техно-вызов: инженеры будущего»

19 января на площадке Инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга прошёл региональный этап Всероссийских (с международным участием) междисциплинарных технологических соревнований «Техно-вызов: инженеры будущего».

Учредители проекта – ГБОУ «Инженерно-технологическая школа № 777» Санкт-Петербурга, компания R:ED Robotics Education (ООО «Школа робототехники СПб») и ООО «Каурус-Энерго».

Напомним, что в школьном этапе, который проходил в конце ноября, приняли участие более 1000 учеников 335 команд из 20 регионов нашей страны – обучающиеся 74 образовательных организаций Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования, в том числе 63 команды Инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга – 170 школьников ИТШ № 777.

В региональный этап прошли 240 школьников со всей России – это 86 команд из 40 школ. Соревнования были проведены на 8 площадках в 8 регионах Российской Федерации – Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Каспийске Республики Дагестан, Кемерово, Новосибирске, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске.

В региональном этапе на площадке ИТШ № 777 приняли участие 120 школьников – 43 команды из 14 школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и города Петрозаводска Республики Карелия.

В этом учебном году соревнования были дополнены тремя новыми направлениями инженерного профиля и прошли по следующим направлениям:

для 6–7 классов – «Мобильная робототехника», «Аддитивные технологии», «Виртуальная и дополненная реальность (AR/VR)», «Программирование», «Механическая обработка материалов», «Мода и дизайн»;

для 8–10 классов – «Мобильная робототехника», «Промышленная робототехника», «Аддитивные технологии», «Виртуальная и дополненная реальность (AR/VR)», «Программирование», «Механическая обработка материалов», «Мода и дизайн».

Задания для участников соревнований были разработаны представителями следующих ведущих технических вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

Проекты выполнялись группами (командами) детей в составе двух-трёх человек. Такой формат позволяет школьникам эффективно работать над проектом, формирует навыки сотрудничества, умение презентовать свою идею и проект, способствует развитию инженерных компетенций каждого ученика.

По направлению «Мобильная робототехника» командам школьников 6–7 классов необходимо было решить комплексную робототехническую задачу: создать автономного робота, который должен за минимальное время покинуть зону «старт/финиш» и проехать по полю, начертив рисунок с помощью закреплённого маркера.

По направлению «Мобильная робототехника» командам школьников 8–10 классов необходимо было решить комплексную робототехническую задачу: создать автономного робота, который должен за минимальное время захватить и вывезти из круга все грузы, расположенные в секторах, обозначенных тем же цветом.

Помимо этого участникам предстояло распределить роли. В команде обязательно должен был быть инженер по робототехнике, инженер по мехатронике и инженер-программист. Общими усилиями команда проводила тестовые испытания, конкурсные попытки и защиту проекта.

По направлению «Аддитивные технологии» командам предстояло с помощью технологии 3D-моделирования создать проект: школьники 6–7 классов создавали модель фаланг пальцев, ладони и способов крепления ладони и фаланг; команды 8–10 классов создавали конструкцию штангового насоса, подбирали материалы элементов конструкции, исходя из их функционального назначения.

По направлению «Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)» ученикам 6–7 классов необходимо было так разработать приложение виртуальной реальности «Юный строитель», чтобы в цифровой реальности пользователь мог построить дом на выбранном участке, используя материалы и подручные инструменты. Командам 8–10 классов необходимо было так разработать приложение «Выбраться из лабиринта», чтобы в цифровой реальности пользователь мог выбраться из сигма-лабиринта с ловушками.

В направлении «Мода и дизайн» обучающимся 6–7 и 8–10 классов необходимо было спроектировать дизайн костюма и комплект одежды школьной формы. При оценке учитывались оригинальность идеи и стиля костюма, функциональность и удобство его элементов, соответствие тематике маскарада и времени года, гармоничное сочетание украшений и аксессуаров, качество эскиза и его детализация, качество исполнения выкроек и образцов, соответствие материалов и технологий, презентация проекта и ответы на вопросы.

В направлении «Механическая обработка материалов» задача учащихся 6–7 классов состояла в том, чтобы сконструировать и изготовить кукольный домик для учеников 6–7 классов и сконструировать и изготовить подсвечник для команд 8–10 классов.

В направлении «Программирование» ученикам 6–7 классов необходимо было создать программу на языке Python, которая бы управляла файлами, а также создавала, копировала и удаляла файлы; ученикам 8–10 классов – создать программу с графическим пользовательским интерфейсом на языке Python, которая бы управляла движением робота – сборщика ресурсов.

Защита проектов командами проходила в устной форме. На этом этапе проходило оценивание навыков презентации.

В составе экспертного жюри соревнований приняли участие 30 человек – преподаватели высшей школы, представители компаний по робототехнике и разработке VR-продукции, учителя и педагоги дополнительного образования технических направлений.

В условиях стремительного развития технологий в нашей стране данные соревнования являются особенно актуальными, т. к. стимулируют интерес школьников к изучению разных инженерных сфер, готовят к реализации на практике собственных идей, созданию новых технологичных продуктов и развивают умение грамотно их презентовать.

В региональный этап прошли сильнейшие участники. Именно на таких технологических энтузиастах, юных творцах, будущих инженерах, способных достойно отвечать на технологические вызовы, занимать лидирующие позиции в новых сферах высокотехнологичного производства, будет держаться будущее нашей страны.

Для ребят, нацеленных на то, чтобы связать свою будущую профессию с технической и инженерной сферами, данные соревнования являются особенно актуальными, т. к. результаты участия в них будут учитываться в критериях отбора талантливых ребят на участие в технологичной смене Международного детского центра «Артек», где в рамках образовательной программы у них будет возможность пополнить свои знания и навыки в технологической сфере и развитии своих предпрофессиональных умений.

Всероссийский этап соревнований пройдёт в марте, в нём примут участие финалисты регионального этапа.

Результаты регионального этапа станут известны 26 января и будут размещены на сайте ГБОУ «Инженерно-технологическая школа № 777» Санкт-Петербурга, в официальной группе ИТШ № 777 в ВКонтакте и в официальной группе Всероссийских междисциплинарных технологических соревнований «Техно-вызов: инженеры будущего» в ВКонтакте https://vk.com/tehnovizov.

#Техновызов #соревнования #Консорциум

Фотогалерея