Благодаря инженерным разработкам исследования в области наук о Земле в последние десятилетия шагнули далеко вперед. В этом географам помогает быстрое развитие геофизических, геохимических и биологических методов исследования. Современная география — это высокотехнологичная область науки и практики. Оперативная космическая съёмка, приближающаяся к режиму реального времени, автоматизированный сбор и структурирование информации, контент-анализ — это новые источники геоданных. Географы применяют такие современные способы обработки данных, как машинное обучение, методы распознавания образов, нейросети. Геоинформационные технологии лежат в основе множества сервисов и услуг — начиная от геолокации на мобильных устройствах, в поисковых системах и социальных сетях до сложных управленческих систем в корпорациях и государственных органах. В связи с этим велика роль географов в обучении современных школьников.
В вебинаре приняли участие в качестве спикеров учителя географии 7 образовательных организаций из Санкт-Петербурга, Кемерово, Ленинградской, Калининградской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В рубрике «Слово вузам» выступила кандидат географических наук, директор Центра космических услуг (ЦКУ ГУАП) ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» Чичкова Елена Федоровна. Елена Федоровна представила обзор практических работ, проводимых Центром космических услуг Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ЦКУ ГУАП), по анализу спутниковой информации и использованию данных спутникового зондирования Земли в целях экологического мониторинга.
Учитель географии Инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга Дорожков Андрей Анатольевич рассказал участникам вебинара о новом, введённом с 2023-2024 учебного года, элективном курсе по основам геоинформатики. Актуальность данной программы определяется запросом со стороны профессионального сообщества аэрокосмической отрасли на профессионально ориентированную программу, сфокусированную на развитие интереса к инженерно-техническому творчеству, преимущественно в космической отрасли, и на воспитание у обучающихся основ патриотизма. Андрей Анатольевич подробно остановился на особенностях курса для решения практических задач в различных сферах жизнедеятельности будущими инженерами.
Спикеры вебинара дали полное представление о методике географического прогнозирования и влиянии климатических изменений на формирование погоды городских агломераций, о возможностях использования интернет-ресурсов в процессе изучения «Экономической и социальной географии» будущими инженерами, в частности о преимуществах использования цифрового образовательного ресурса Google Maps для получения статистической и динамичной информации, edu.skysmart.ru для создания заданий к урокам географии, о ГИС-технологиях, которые вооружают учащихся навыками работы с географическими картами. Был представлен робототехнический комплекс «Метеостанция», при работе с которым будущие инженеры учатся организации сетевого взаимодействия устройств в сетях, пониманию основ серверных технологий, программированию Web-интерфейсов, получению данных от внешних датчиков о состоянии окружающей среды.
Вебинар представил систему работы по формированию на уроках географии и во внеурочной деятельности необходимых профессиональных умений у будущих инженеров, архитекторов, геологов и инженеров-экологов.
От имени президента Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования Веры Владимировны Князевой благодарим участников вебинара за формирование умения находить подходы в решении практических задач по работе с геоданными и спутниковыми снимками, за формирование у современных школьников умения анализировать и получать необходимую информацию посредством современных технологий при проведении исследований.