Приветствуя участников семинара, директор школы Князева Вера Владимировна отметила важность организации профориентационной работы в школе не только через воспитательные мероприятия, но и в рамках преподавания общеобразовательных предметов. Вера Владимировна подчеркнула, что формирование инженерного мышления школьников возможно как на уроках точных дисциплин, так и на занятиях социально-гуманитарного цикла.
В ходе семинара педагоги посетили несколько уроков:
• Урок английского языка в классе 4.2 «Космическое путешествие» провела Кодолбенко Светлана Александровна, учитель английского языка ГБОУ «ИТШ № 777» Санкт-Петербурга. Четвероклассники «отправились» на неизвестную планету Терратон, выбрали подходящую для космонавтов одежду, определили координаты и расшифровали рассказ о планете. Для визуализации планеты ученики использовали технологии искусственного интеллекта, обучив программу на основе информации, полученной в ходе урока. Каждая группа создала уникальное изображение планеты Терратон. На уроке ребята обсудили профессию будущего — космический архитектор.
• Интегрированный урок ОДНКНР и английского языка «Д.И. Журавский: учёный и инженер» в классе 6.5 провели Козик Ирина Павловна, учитель английского языка, и Корнева Екатерина Сергеевна, учитель истории и обществознания. Шестиклассники изучили биографию и достижения Дмитрия Ивановича Журавского — инженера и мостостроителя. Ученики работали в группах, примеряя на себя роли журналистов, и выполняли задания на русском и английском языках. В завершение занятия группы представили результаты своей работы.
• Интегрированный урок литературы и математики «Я памятник себе воздвиг…» провели учителя Березина Светлана Александровна и Фуганова Ирина Николаевна для обучающихся 9.4 класса. На уроке школьники не только проанализировали стихотворение Г.Р. Державина «Памятник» как литературное произведение, но и узнали много нового о том, какие бывают памятники. Они также провели практическую работу по определению условий устойчивого равновесия скульптуры, рассчитали высоту до недоступной точки, а также сделали вывод, что профессии скульптура и инженера имеют схожие аспекты.
• Интегрированный урок английского языка и физики «(Не)пригодный для жизни Марс» в классе 11.1 провели Русакова Елена Владимировна, учитель английского языка, и Ерошенко Анастасия Дмитриевна, учитель физики. Одиннадцатиклассники демонстрировали знания по теме «Свободное падение. Небесная механика» и повторяли английскую лексику, связанную с космосом. Виртуальная экскурсия на Марс, эксперименты с метеоритами разной формы и массы позволили обучающимся задуматься, может ли Марс стать обитаемой планетой в будущем.
Подобные уроки формируют компетенции современного инженера, развивают креативность и способствуют профессиональному самоопределению обучающихся.
После уроков учителя ИТШ представили эффективные педагогические практики:
• о применении VR-оборудования на примере урока английского языка «Атомный ледокольный флот» рассказали учителя Халистова Ирина Владимировна и Брюггеман Оксана Викторовна;
• возможности использования нейросети Perplexity в подготовке к урокам продемонстрировала учитель английского языка Василенко Светлана Дмитриевна;
• о функциях цифрового инструмента AhaSlides рассказала учитель английского языка Антонова Мария Викторовна;
• опыт использования нейросетей GigaChat и Kandinsky 3.1 на уроках русского языка и литературы представил Батрунов Денис Николаевич;
• приёмы создания интерактивных заданий с помощью сервиса Udoba продемонстрировала учитель английского языка Кудрявцева Ксения Юрьевна.
Учитель английского языка ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М. Б. Пильдес» Золотарёва Мария Дмитриевна отметила: «Очень полезно знакомство с технологией работы с нейронными сетями. На уроках были продемонстрированы интересные приёмы организации межпредметных занятий».